Авторизация

OpenID



Напомнить пароль
Регистрация

В 1808 году на улицах Парижа появился странный экипаж. Представьте себе обыкновенную телегу, распиленную вдоль, с деревянным крестом спереди, тяжелую, скрипучую, дребезжащую, и вам легко будет понять, почему она вызывала такой смех у прохожих.
история велосипеда
Судите сами: разве не веселое зрелище представлял какой-нибудь франт, любитель новинок и сильных ощущений, когда, усевшись на деревянную раму и крепко вцепившись в грубо сколоченную крестовину, он начинал отталкиваться ногами от земли? Зато как радостно, визжали мальчишки, когда ездок, наконец, разгонял своего неуклюжего механического коня и, поджав ноги, несколько шагов ехал по инерции!
Трудно поверить, что этот диковинный экипаж, построенный всеми забытым механиком, имени которого для нас история не сохранила, был первым предком нашего современного велосипеда.
история велосипеда
Только внимательно рассмотрев велосипед нашего времени, мы увидим, как сложно устроена эта машина, кажущаяся столь простой, как много изобретательности нужно было потратить нескольким поколениям, чтобы странный и шумный парижский экипаж, стал современным велосипедом.
Велосипед не является изобретением одного человека. Нужны были общие усилия многих изобретателей, работавших в разных областях техники, чтобы его создать: нужно было найти новые copтa высококачественных сталей, усовершенствовать точность ее обработки, открыть резину, изобрести пневматические шины.
история велосипеда
А сколько труда было потрачено на сооружение первой в мире цепной передачи с педалями, тормоза и, наконец, руля. Ведь первый парижский экипаж не имел управляемого поворотного колеса и мог катиться только в прямом направлении. И, в конце концов, нужно было современное массовое производство, чтобы сделать велосипед машиной, доступной всем.
И вот немецкий изобретатель из Карлсруэ, фон Дрейз, внес в эту машину первое усовершенствование. В 1817 году он взял патент на двухколесный экипаж с управляемым передним колесом. Назывался он «дрезиной», по имени изобретателя, и был вполне пригоден для развлечения. Но лишь для развлечения! Слишком неудобно и утомительно было двигаться, отталкиваясь ногами.
история велосипеда
Но еще много лет можно было видеть на улицах молодых людей в узких штанах и высоких узких цилиндрах, развлекающихся катаньем на модном экипаже. И благодарное потомство сохранило за Дрейзом славу первого изобретателя велосипеда и сохранило придуманное изобретателем слово «дрезина», хотя никому не придет в голову называть так велосипед.
Дрейзом был создан первый велосипед с управлением, но система приведения его в движение осталась достаточно неудобной. Нужно было ее усовершенствовать. Франция и Германия уже внесли свою долю. Следующий шаг сделала Англия.
история велосипеда
За дело взялся шотландский механик Гевин Далзелл. То были годы быстрого развития железнодорожного транспорта, и не случайно Далзелл воспользовался некоторыми деталями устройства тогдашних паровозов. Он внес в свою конструкцию велосипеда два крупных новшества. Хотя его велосипед был, в основном, сделан из дерева, Далзелл обтянул колеса железом. Но, главное, он создал механизм для приведения машины в движение.
Механизм был сложен и громоздок, но являлся значительным шагом вперед. На заднем рабочем колесе были расположены два шатуна, приводимые в движение рычагами. К нижним концам рычагов были приделаны болты, заменяющие педали.
история велосипеда
Более усовершенствованным был велосипед Пьера Лальмана, появившийся во Франции в начале шестидесятых годов XIX столетня. Внешне он очень походил на современный детский велосипед, с той лишь разницей, что имел не три, а два колеса.
Приводился он в движение шатунами и педалями, расположенными уже на переднем колесе, но был построен, практически, целиком из дерева. Он получил большое распространение, но из-за особенностей его конструкции, его прозвали довольно нелестно — «костотряс».
И вот для велосипеда пришла новая эпоха: из редкости он стал предметом широкого потребления, вместо одиночного, кустарного изготовления стал предметом массового производства. Всем этим он был обязан Джемсу Старлею.
история велосипеда
Уровень тогдашней техники и промышленного производства был уже не таким, как за пятьдесят лет до этого. И смелая конструкторская мысль могла рассчитывать на реальное воплощение. В этом секрет не только идеи, но и успеха Джемса Старлея.
Прежде всего, Старлей заменил дерево сталью. Бронзовые подшипники значительно уменьшили трение. Колеса Старлей обтянул резиной, что сделало ход более мягким. Для увеличения скорости переднее колесо получило гигантский диаметр, и на его оси Старлей расположил педали.
В результате, получился тип велосипеда, кажущийся сейчас фантастическим, но в свое время — бывший весьма совершенной машиной. В России этот велосипед получил прозвище «паук».
Его недостатком было слишком высокое расположение центра тяжести, так как велосипедист сидел над огромным передним колесом. Из-за этого, при переезде даже небольшой возвышенности задним колесом, центр тяжести перемещался вперед, и ездок падал с велосипеда через руль.
история велосипеда
Настоящий велосипед был создан. Надо было только сделать его более безопасным. Именно в этом периоде история велосипеда претерпевает значительные изменения. Для этого нужно было уменьшить переднее колесо, не уменьшая скорости передвижения велосипеда. Легко было догадаться, что педали не должны были располагаться непосредственно на оси ведущего колеса. Но как передать от них движение колесу?
Задача эта была разрешена появлением цепной передачи. Правда, эта цель еще очень мало напоминала современную, но работала она достаточно удовлетворительно.
И вслед за ней, уже в начале восьмидесятых годов XIX столетия, не замедлил появиться в продаже усовершенствованный тип высокого безопасного велосипеда с цепной передачей, уменьшенным передним колесом и, соответственно, увеличенным задним. Название он имел уже более привлекательное — «кенгуру».
история велосипеда
Изобретательская мысль параллельно создала и иной тип безопасного велосипеда — трехколесного. Маленькое переднее колесо и большие задние, привод от педалей и управление от двух рукояток заставляют этот экипаж, на наш взгляд, смахивать на кресло паралитика.
Но не нужно забывать, что трехколесный велосипед первым стал доступен женщинам. Правда, скорость его была настолько мала, что молодой человек легко мог пешком сопровождать, едущую на велосипеде, разряженную красавицу.
Так постепенно был создан велосипед современного типа. Его назвали «сейфти» (сейфти — безопасность). Велосипед «сейфти» обладал уже двумя одинаковыми колесами и передачей от педалей на заднее колесо при помощи двух звездочек и цепи.
история велосипеда
Но лишь усевшись на него, мы ощутили бы значительное отличие: много больше усилий нужно было затратить для езды, а сильная тряска делала поездки на нем не слишком приятными.
Ряд попыток уменьшить тряску не приносил удачи. Ни рессоры, ни двойная рама не давали нужного результата. К всеобщему удивлению, эту задачу разрешил человек, не имеющий никакого отношения к производству велосипедов. Это был скромный шотландский ветеринар Денлоп.
Он и сам никогда не поверил бы, что когда-либо сможет сделать открытие, которое перевернет всю технику безрельсового транспорта.
история велосипеда
Однажды, сын Денлопа пожаловался отцу на неприятную тряску при езде на велосипеде. И вот Денлопу пришла мысль заменить сплошную резину, обтягивающую колесо, рукавом садового насоса, наполненным водой.
Ход велосипеда сразу резко улучшился, но колеса, с наполненными водой шинами, стали настолько тяжелы, что езда на таком велосипеде стала чрезвычайно утомительной. Не сразу пришла Денлопу идея наполнения шин воздухом, и еще много труда и изобретательности пришлось потратить на то, чтобы воздух из камер не уходил.
В конце концов, Денлоп изобрел специальный клапан, который сам закрывался от напора воздуха изнутри. Этот тип клапана, называемый вентилем, сохранился без изменений до нашего времени.
история велосипеда
Так в 1885 году появились первые пневматические шины Денлопа, которые не только облегчили ход велосипеда, но и проникли в другие виды транспорта. Они оказались первой настоящей «обувью» для рождавшихся автомобилей и мотоциклов.
Последним крупным усовершенствованием была замена бронзовых подшипников шариковыми. Значительно сократилось трение, увеличилась скорость, уменьшилось необходимое усилие. Велосипед стал нашим современником.
Одновременно с разработкой основного типа мужского велосипеда развивался тип велосипеда для женщин. То была эпоха расцвета буржуазного общества, и женщина претендовала на равные права с мужчиной. Но женский велосипед все же развивался очень медленно. Трудно было отказаться от трехколесного велосипеда, похожего на кресло больного.
история велосипеда
Показательным был женский велосипед Спарроу, появившийся в 1879 году. Он представлял нечто противоположное, распространенному в то время, велосипеду Старлея. Переднее колесо очень маленькое, а заднее — громадное.
Приводился он в движение при помощи рычагов, как и велосипед Далзелла за 50 лет до этого. Седло помещалось над задним колесом, и женщина имела только то «преимущество» перед мужчиной, что при нарушении равновесия падала не вперед, а назад.
Конструкторская мысль не знала усталости. Изобретателям было недостаточно велосипеда, рассчитанного на одного пассажира. Создаются велосипеды «тандем» и «триплекс» — на двух и трех ездоков.
Как на любопытный курьез, можно указать на машину сыновей велосипедного фабриканта Адама Опеля, построенную в 1895 году: имея всего два колеса, велосипед этот был рассчитан на пять пассажиров!
За последние 100 лет велосипед уже почти не изменялся. Изобретательская мысль работала только над усовершенствованием отдельных деталей. Появились, втулки задних колес со свободным ходом, педальный тормоз, втулки и цепные звездочки с переменной передачей и другие, сравнительно, мелкие усовершенствования.
история велосипеда
В дореволюционной России велосипед — появился очень давно, но широкого распространения не получил. Легко понять причины этого: своей развитой промышленности Россия не имела, а широкие массы не имели средств для приобретения дорогой заграничной машины.
В Советском Союзе к середине 30 годов XX века было уже три крупнейших велосипедных завода — Московский, Харьковский и Пензенский.
Однако в последние годы, к сожалению, производство велосипедов на этих заводах сильно сократилось из-за значительного засилья велосипедного рынка импортными марками.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Блоги, История, История велосипеда